Пациент - вилка Marzocchi Bomber MX Comp ETA 120, "воздушка", открытая масляная ванна, ход 120мм, система ETA, 2005 года выпуска.
Задача - превратить её в MX Pro ETA. Причина такого желания - у MX Pro наружная регулировка отскока (в отличие от MX Comp, где она внутренняя - мало того, что по ходу поездки ничего подкорректировать нельзя, так ещё и в домашних условиях лезть внутрь, как правило, неохота.
Для осуществления этого желания, у официального поставщика Marzocchi - фирмы "ЦСКА-Веломаркет", был куплен картридж SSVF, полая гайка для крепления этого картриджа и ручка регулировки отскока. При получении этого комплекта, выяснилось, что нужен ещё винтик для крепления этой ручки. Решил не париться на эту тему и правильно - в компьютерных развалах очень быстро нашёлся подходящий винтик, а в автомобильных - фиксатор резьбы, чтоб он никуда потом не "убежал" (вместе с ручкой).
Была информация, что если вилку сжать слишком сильно, то польётся масло на руки. Предыдущий мой опыт разборки марцоковских вилок этого не подтверждал, но мало-ли что там намутили в этой ETA... Было интересно и я стал осторожно сжимать вилку (стравливая, при этом, остатки воздуха из правой ноги)... Вилка сжалась до упора, масло так и не полилось. :-)
Ну, что-ж - не полилось само - сольём принудительно! :-) В процессе слива, несколько раз разжимаем и обратно сжимаем вилку, чтоб выгнать масло из картриджа. Вилка при этом будет сопротивляться (потому, что в правой ноге, из которой мы спустили весь воздух, будет создаваться разрежение. Если масло сливать не в банку, а в какой-нибудь тазик, то можно открутить обе крышки сразу и не мучаться. У меня тазика нет и я сливал так.
Головкой на 21 откручиваем крышку правой ноги, сливаем масло оттуда. Точно также, чтобы масло слилось полностью, несколько раз разжимаем и сжимаем вилку.
Возвращаемся к левой ноге. Головкой на 12 откручиваем гайку, крепящую ETA картридж к низу ноги. Картридж придерживаем за крышку, чтоб не вращался. Из-под гайки вытечет ещё немного масла. И если то масло, которое я сливал через верх было практически чистым (пробег у вилки копеечный), то последняя порция, вытекшая через низ, была, даже, с какой-то чернотой.
Вынимаем картридж.
Вот он в подробностях:
Если красную квадратную гайку на первой фотке ухватить рожковым ключом на 10, то крышку можно с картриджа скрутить и снять длинную пружину. Мне это было не надо, я не откручивал.
Упорная чашка (на средней фотке) сидит свободно и, так и подмывает, снять-таки пружину и попробовать разобрать картридж. :-) Не стал. Во-первых, было жалко времени, во-вторых - раз сказано, что картридж неразборный, то и нечего пытаться его разбирать безо всякой причины, из любопытства.
На третьей фотке, похоже, та самая пружина, которая обеспечивает остаточные 30мм хода вилки при активированной ETA и отверстия, через которые картридж питается маслом из ноги вилки.
Возвращаемся к правой ноге. Точно также, головкой на 12, откручиваем гайку снизу вилки. Картридж, как только гайка ослабляется, начинает прокручиваться. На фотке верхнего торца картриджа SSVF виден здоровенный шлиц - если в него что-нибудь вставить, картридж проворачиваться перестаёт и гайка откручивается. У SSV 2005 года такой-же. Я держал металлической линейкой - по ширине подходит очень хорошо.
После отворачивания гайки, вилку можно разделить на 2 части. "Штаны" можно отложить - до сборки они нам больше не понадобятся. В правой ноге остался SSV картридж. Чтобы его вынуть, снимаем стопорное кольцо либо круглогубцами, либо отвёрткой - проточки под неё на кольце всё ещё есть.
Вынимаем картридж, снимаем с его нижнего конца упор (покручивая его по резьбе - хоть резьбы на нём и нет, но слазит он так гораздо охотнее):
Берём свежекупленный картридж SSVF, кладём рядом и обнаруживаем, что разница только в том, что у SSVF есть крутилка для регулировки отбоя снаружи, а у SSV - нет. В остальном - полная идентичность конструкции во всём, включая расположение и размеры всех отверстий для масла. То есть, на изменения в характере работы вилки рассчитывать не приходится. Что-ж, будем радоваться наружной регулировке отбоя.
Перекидываем негативную пружину и клапан со старого картриджа на новый, одеваем упор, вставляем картридж на место (не забываем стопорное кольцо), собираем вилку.
Перед сборкой все детали тщательно моем бензином и сушим. Если сальники и пыльники оставляем старыми (несмотря на то, что фирма Marzocchi так делать крайне не рекомендует), осторожно вытираем их изнутри тряпкой, обильно смоченой маслом.
Все соприкасающиеся поверхности, перед сборкой обильно смазываем маслом.
При закручивании гайки крепления картриджа SSVF, придерживаем его так-же, как и при разборке. Перед затягиванием гайки, выкручиваем отбой на середину и следим за тем, чтоб он не затянулся "до упора". У меня он повернулся меньше, чем на один оборот, но у вас вполне может быть иначе. Наслаждаемся видом появившегося штока регулировки, ставим на него ручку, крепим (чтобы ручку не потерять, винтик имеет смысл посадить на фиксатор резьбы).
Не забываем заправить вилку маслом, накачиваем, ставим на байк, возвращаем на место колесо, тормоз и все остальное, регулируем и можно ехать кататься.